Бережные запуски экспертов

Ценность сообщества

Психологические защиты

До всего, вероятно, нужно дозреть. Например, что продавать — это не просто не стыдно, а наоборот — очень хорошо. Что люди на самом деле очень хотят, чтобы им продавали. Они просто не хотят, чтобы им продавали "прилипал" из Пятёрочки, делая вид, что их ценность сравнима с яйцами Фаберже.
Но есть вещи, до которых дозреть практически невозможно, пока не попробуешь и не прочувствуешь их сам. Для нас таким открытием стало сообщество. Знаете... мы прошли достаточно много различных обучений. И вот, тот самый момент, когда тебя добавляют в ещё один, 28-й чат... думаешь: "бл#&$, ещё и здесь...".
Мы долгое время психологически избегали этих лишних контактов. А зачем? У нас есть своё сообщество, тёплое и душевное, со "своими людьми", где тебя уважают. Зачем ещё? Плюс ещё другие живут по своим правилам, могут быть не так комфортны... Зачем вылезать из ракушки?
В большинстве случаев люди проходят псих. защиты уже от безвыходности. Не в том смысле, что всё плохо, а разочаровавшись в известных инструментах. Когда расти дальше уже не получается. И ты такой... ну да фиг с ним... давайте попробуем... что вы там предлагали? Стрёмно, конечно, но идей у меня больше всё равно нет...

Ведро с крабами

И тут начинается... нет, не магия... эффект ведра с крабами. Сообщество начинает тащить тебя в свою сторону. Так же, как ваше "личное сообщество", то есть ваше окружение, тащит в свою.
Если ваши подруги работают в найме, ваш партнёр в найме, ваши родители проработали всю жизнь в найме, выйти в предпринимательство, не прекращая с ними плотного общения — задача на уровне героизма. А удержаться в нём и пойти в развитие — вообще фантастика.
Но если вы зашли в сообщество развивающихся предпринимателей, людей, которые успешно делают свой бизнес, интеллектуальных, адаптивных... честно говоря, у вас просто нет шансов остаться на дне. Сообщество незаметно для вас будет менять ваше мышление и отношение к жизни. Вы начнёте применять другие подходы и инструменты, и получать совершенно иные результаты.
Помните? Мы уже писали: у вас нет возможности повлиять на окружение, а окружение при этом очень сильно влияет на вас. Поэтому менеджмент окружения — одна из ключевых задач.
Ваш партнёр — самое близкое ваше окружение, ваши друзья — следующий круг. Далее — ваши родители (если вы прошли сепарацию, конечно, иначе они могут оказаться номером один — и это катастрофа, конечно). Затем ваш район, ваш город, ваша страна и весь мир.
Все эти сообщества влияют на вас, и чем уже круг, тем больше. Поэтому выбор партнёра критичен. Многие выбрав не того мужа/жену лишили себя реализации и нормальной жизни на десятки лет.
А дальше — друзья. И у взрослых людей здесь обычно те, с кем они проводят время, обмениваются опытом, делают бизнес, с кем путешествуют, отдыхают и учатся. Другими словами, это примерно та самая позиция, куда и встраивается обычно сообщество, в котором вы растёте и развиваетесь.

Эффект оправдания покупки

Когда мы чувствуем, что купили лажу, наша психика, стараясь отгородить нас от неприятных переживаний включает псих. защиты "оправдания покупки". Мы начинаем выискивать малозначимые плюсы, убеждая себя, что они на самом деле значимые. Или оправдывать то, что мы не видим эффекта, тем, что зато мы его как бы чувствуем.
В сообществах это может принимать форму массового поражения сознания. Так наши родители заряжали банки у телевизора перед Кашпировским или покупали лотерейные билеты. И магическое мышление, помноженное на не очень выдающийся интеллект, подкреплённое травматичной уверенностью других участников, делало своё дело. В формате мирового сообщества это, например, религии.
Аналогично происходит, когда мы решили развиваться, но до сих пор не можем позволить себе тратить на себя деньги в необходимом количестве. Мы так когда-то пожалели финансы и вместо того мастермайнда, куда хотели попасть, решили заплатить в 2.5 раза меньше и пойти к другому эксперту. В итоге полный вынос мозга, очень мало пользы, деньги на ветер и пол года восстановления.
Психологи, коучи, наставники и другие эксперты, часто не решаясь пойти в нормальное предпринимательское сообщество, но не признаваясь себе в этом, выбирают академический путь, гуляя по дешёвым семинарам и вступая в бессмысленные и многочисленные ассоциации. Потом годами имитируют ценность полученных сертификатов и членства в этих ассоциациях. А их несчастные коллеги, пытаясь защитить себя, с радостью это подтверждают.
В первую очередь для себя, конечно, т.к. для клиентов это ценности не представляет. Но в качестве компенсации можно будет надеть белое пальто и считать себя хоть и бедным, но зато "истинным и честным психологом/коучем/наставником", а (презрительно и с завистью) "эти все... инфоцыгане, мошенники и аферисты". Результат будет тот же — отчаяние, потеря мотивации и клиентов. Ведь мало кто хочет идти за несчастным, травмированным и нереализованным человеком... а белопольтить они и без нас умеют.

Что делать?

Если бы было возможно вернуться на пару лет назад, я бы сказал себе: "Меняйте среду! Прямо сейчас! Не теряйте время. Выберите нормальное сообщество с близкими по целям и ценностями людьми с классным ментором, и идите сразу туда". Сообщество легко справится с теми задачами, которые в одиночку не вывезти.
Ещё раз... менеджмент окружения — одна из критически значимых задач. Отсутствие окружения — это тоже окружение, где нет никого. С клиентами будет в итоге та же фигня. С кем ты растёшь? С кем ты путешествуешь? С кем учишься? С кем обсуждаешь бизнес и инструменты? Кто даёт комментарии по твоему делу? Кого ты слушаешь? Это очень важно.